Безумие в искусстве
Раскроет всю правду о художниках
02.11.2016
Раскроет всю правду о художниках
02.11.2016
Автор
Яны Комиссаровой
В данной статье автор на примере нескольких произведений художников рассматривает, как на разных этапах развития истории искусств художники изображали сумасшедших.
Затрагивается проблема изображения уродства в искусстве, сумасшествие рассматривается как одна из тем, входящая в эту эстетическую категорию.
The author in this article considers methods artists of image madmen at different stages of development history of art on the example of several masterpieces. It is treat problem of depiction malformation in art. The madness is presents as theme, which is became a part of this aesthetic category.
В современном искусствознании очень большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с уродством, некрасивостью, страхом, физическими изменениями человеческого тела. Наряду с этим интересными исследовательскими перспективами обладает изучение изображение уродства другого рода – безумия, сумасшествия. И действительно, можно отметить, что на протяжении всей истории искусства художники не раз изображали ненормальных.
Но при попытках составить ряд неких произведений подобной тематики, непременно сталкиваешься с рядом особенностей изучения данной темы, о чём и пойдёт речь в данной статье.
Во-первых, вопрос социальной нормы — что считалось ненормальным в ту или иную историческую эпоху, как к этому относилось общество и какими действиями реагировало на это общество в реальной жизни.
Во-вторых, как относится к тому или иному образу в конкретных произведениях художника – как интерпретировать тот или иной образ, ведь взгляд современный зритель естественно по-другому, чем современник создателя произведения прочитывает не только его смысл, посыл, но и просто визуальный облик.
В-третьих (и это связано с двумя первыми позициями) об изображении именно сумасшедших можно говорить только со строго определённого момента в истории — когда психиатрия становится наукой и появляется отношение к безумным как к больным физически.
До этого сумасшествие считалось происками демонов, злых богов, дьявола, высшим наказанием, то есть болезнью не физической, а мистической. Что в Древней Греции или Риме, что в Вавилоне или Китае — безумие нигде не воспринималось как нечто, требующее непосредственного вмешательства человека. Не вдаваясь в подробности развития медицины, стоит отметить лишь, что одним из первых методов « изгнания демонов» была трепанация. отношения к сумасшедшим как к больным. (Первым врачом был Филипп Пинель, который в 1792 году потребовал освободить «умалишённых», содержавшихся в приюте Бисетр в Париже, от сковывавших их цепей и начал относится к ним как к психически «больным» людям.)
Так, перед глазами предстаёт известная картина И.Босха «Извлечение камня глупости». В контексте данной темы интересно рассмотреть тажке изображение мучеников алтаря Рогира Ван Дер Вейдена – их лица, жесты, позы – обезумевшие, они изображены мечущимися без какой-либо надежлы найти спасение. Но непосредственно экзорцизм гораздо чаще изображался европейскими художниками.
В качестве примера можно привести произведения из абсолютно различных (географически) мест : Исцеление бесноватых. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. XIII в. (Ath. Iver. 5. Fol. 35r) Христос, изгоняющий бесов из двух Гадаринских бесноватых.
Европейская христианская цивилизация воспринимала сумасшедших исключительно как одержимых бесами или демонами. Иногда их не трогали, иногда — убивали, порой заставляли работать. Вплоть до XVIII века основным способом существования для безумцев было попрошайничество.
Но что делать, если «бесы поселились в особе царской крови» ?
Интересно в этом отношении обращение к образу Иоанны Безумной. Так, портреты этого персонажа писались художниками — её современниками, также создавались гравюры , но интересен тот факт, что, обращение к этому персонажу есть и в более позднее время – художник Ф.Прадилья пишет в 1878 году картину «Хуана над гробом мужа», где по сути изображён сюжет, наиболее полно отражающий именно безумие героини – по одной из версий Смерть мужа в 1506 сильно подействовала на нее. Иоанна долгое время противилась его похоронам, потом впала в меланхолию, с временными приступами бешенства, которые делали необходимым постоянный надзор за ней.
В период становления психиатрии начинают появляться произведения, которые уже непосредственно изображают людей, одержимых маниями, безумием. Но здесь стоит заметить появление медицинских рисунков, задачей которых было показать характерные черты того или иного психического заболевания. Их делают, в основном, по заказам врачей, учёных — занимающихся проблемами безумия, собираются целые альбомы подобных изображений. Иногда изображают различные состояния заболевания, его стадии и .д. Особенность всего этого состоит в том, что не всегда удаётся установить чёткую границу художественного произведения и медицинского (по сути – научного) рисунка. Дело в том, что изображение сумасшедшего (например, в припадке) даже выполненное в сухой, описательной манере невольно наполняет произведение художественной выразительностью – экспрессивность позы, сложность передачи состояния больного.
С этой точки зрения интересно рассмотреть работы Т.Жерико. Особый интерес представляют портреты, создание которых ученые-искусствоведы относят к периоду с 1822 по 1823 г. Эти портреты были заказаны другом художника, доктором Жорже работавшим психиатром в одной из клиник Парижа. Они должны были стать своеобразными иллюстрациями, демонстрирующими различные психические заболевания человека. Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Для мастера живописи здесь было важно не столько показать внешние признаки и симптомы заболевания, сколько передать внутреннее, душевное состояние больного человека. Здесь мы видим интерес художника – романтика запечатлеть одно из пограничных состояния человека. Только пять из них дошли до нас заказал художнику десять картин, чтобы проиллюстрировать каждую из выявленных медиками клинических болезней, именуемых в ту пору маниями.
Художник показал в этих портретах психологический реализм небывалой силы, дал резкую определенность характеров . Здесь происходит очень интересное соединение характеристик натуры с тем, чт хотел передать художник. Да, портреты были заказаны, но до этого Жерико целенаправленно посетил клику Сальпетриер, когда работал над «Плотом медузы» — ему нужны были безумных, для написания персонажей этого произведения.
Немного раньше – в 1815 году – к теме сумасшествия обращался Ф.Гойя. («Дом умалишённых»). Это произведение знаменует ещё одно отражение проблемы отношения к сумасшедшим – художник показывает то, как живут люди, названные безумными – зрителю сложно понять, что происходит – странное движение полуголых людей в тряпье , решётка на окне, никого выхода во внешний мир – они как будто заключены в этом месте навечно. И в дальнейшем эта сторона безумия – пребывание в сумасшедшем доме – нередко будет интересовать художников. В обличительном ключе была создана гравюра работы В. Хогарта « Сцена в Бетламе», показывающая интересную деталь жизни дам из светского общества – их привели в сумасшедший дом для развлечения. (лист из сери «Карьера расточителя» (1731 год), которая имеет ярко выраженную сатирическую направленность. Весь цикл закончен не позднее 1735 года. Он состоит из восьми картин, действие которых разворачивается на протяжении нескольких лет.)
Спустя почти 200 лет художников продолжает интересовать «быт» сумасшедшего дома – «Танцы в сумасшедшем доме», гравюра Г.Беллоуза; «Психиатрическое отделение больницы», литография Р.Риггса, 1940.
Но в портрете также остаётся интерес к этой теме – Г.Курбе, в какой- то степени, развивая идеи Жерико, создаёт «Автопортрет в образе сумасшедшего (1843-1844г.). Этот портрет в рост поражает противоположностью безысходного состояния персонажа и окружением, написанным радостными, яркими красками. Вместе с шаткой позой человека, это ввергает зрителя в какое—то зыбкое пространство – сумасшествие становиться ощутимо.
В XX веке образ сумасшедшего продолжает быть интересен для художников с точки зрения пластического выражения внутреннего состояния человека во внешнем облике. На портретах сумасшедших Х.Сутина (их 2, портреты написаны в 1919 году, имеют одинаковое название «Безумная») шаткость сознания создаётся взаимодействием открытых цветов и способом изображения лиц и рук. Но кажется, что здесь перед зрителем не конкретный человек (не возможно определить ни примерный возраст, ни даже пол персонажа – только с помощью названия), а собирательный образ – безумие как таковое.
Совершенно по-иному рассказывает серия графических работ М.Шемякина о сумасшествии – графические листы, выполненные в 1960-х гг., когда художник сам лежал в больнице, лаконичны по изобразительным средствам (графитный карандаш) и передают особенности конкретных людей очень точно.
Здесь приведён ряд произведений, наиболее различно трактующие безумие, и это лишь малая часть произведений, посвящённых необычным состояниям человека. Опять же, что считать необычным? Каждый художник по-своему пытается ответить на этот вопрос, но , безусловно, в попытках изобразить пограничные состояния, изменённые состояние сознания, непринятое в данной социальной среде состоянии – художники пытаются постичь границы человеческого существа, его пределы возможностей.
Художник-архитектор
"В школьные годы, осознав к чему лежит душа, бросила все силы на изучение разных техник, материалов и направлений в искусстве. И до сих пор мое творчество очень многогранно. За 8 лет накопилось достаточно знаний и опыта, пора делиться ими с людьми!"- говорит Катерина. Преподавать Катя начала 3 года назад. Она не боится пробовать новые материалы, формы и сюжеты, а ее основными направлениями являются классическая живопись и архитектурный скетчинг
Художник
Выпускница Санкт-Петербургского Архитектурно-Строительного Университета. Ее специальность связана с архитектурой и дизайном и урбанистикой городской среды.Также окончила РГПУ им. А.И.Герцена
Педагогической деятельностью Полина занимается 3 года, причём, как с взрослыми, так и с детьми.
Полина работает разными материалами, например, масляные краски, акрил, акварель, витражные краски и т.д. Но особенное предпочтение отдаёт патели. Работы Полины украшают многие интерьеры, участвуют в благотворительных аукционах и используются для создания открыток.
Любимый художник Иван Константинович Айвазовкий.
Любимое направление часто меняется, но неизменным фаворитом остаётся пастель.
Художник-архитектор
"В школьные годы, осознав к чему лежит душа, бросила все силы на изучение разных техник, материалов и направлений в искусстве. И до сих пор мое творчество очень многогранно. За 8 лет накопилось достаточно знаний и опыта, пора делиться ими с людьми!"- говорит Катерина. Преподавать Катя начала 3 года назад. Она не боится пробовать новые материалы, формы и сюжеты, а ее основными направлениями являются классическая живопись и архитектурный скетчинг
Художник-акварелист, участник творческих фестивалей.
Многие художники боятся работать акварелью, но Валерию сложность материала только увлекла: «Меня захватило то, что это материал с характером, но при этом очень выразительный.” Теперь Лерины акварели восхищают своей реалистичностью, цветом и светом. А она сама с удовольствием обучает студентов тому, через что прошла сама — приручать и любить акварель.
Fashion иллюстратор
Fashion иллюстратор. Закончила Дизайн Одежды в СПбГХПА (Муха)
Сотрудничаю с журналом GLAMOUR, рисовала иллюстрации премии Женщина Года, сотрудничаю с магазинами косметики, одежды, аксессуаров(REFACED EYEWEAR, #LOMONOSOVA22, Большой, LYYK, Almea, Authentica Club) создаю иллюстрации для дизайнеров одежды, блоггеров, визажистов, преподаю fashion иллюстрацию и рисую частные заказы.
Художник, дизайнер-иллюстратор, современный каллиграф.
Участник городских фестивалей и выставок.
«Мой творческий путь начался очень давно. Когда меня спрашивают сколько лет ты рисуешь, я всегда отвечаю: "С трёх лет!" Я всегда рисовала. И я обожаю учить этому людей!" – говорит о себе Женя.
Педагогической деятельностью Женя занимается последние 3 года, предпочитая обучать современным направлениям в творчестве – леттерингу, фэшн и фуд-иллюстрации. Каждое занятие на курсе – всегда с новой идеей, ведь время и тренды не стоят на месте!
Художник-иллюстратор, скетчер. Выпускница СПБГАСУ, специальность архитектор-реставратор.
«К профессии иллюстратора Оля пришла самостоятельно. Любимое хобби – скетчинг маркерами, переросло в серьезную деятельность, которому отдается большая часть времени. Кроме сотрудничества с журналами и коммерческих заказов, Оля продолжает рисовать для себя, открывает новые техники и преподает, раскрывая все, что только успевает узнать своим ученикам – с удовольствием и любовью к тому, что делает!
Художник-иллюстратор
Выпускница Художественно-графического факультета по специальности «Художественное образование».
В 2012 году состоялась персональная выставка «Мир моих образов», в 2014 году нарисовала «Теплую посылку» - серию работ с портретами российских олимпийцев, которую подарила нашим спортсменам.
Рисовала иллюстрации для таких журналов как MOONCAKE, Philby, Полдник, холдинга «Семейный капитал», «Лосево», уникальные работы из серии «Совиные портреты» и авторские открытки можно найти в бисквитной лавке «Сова».
Преподает: Иллюстрация: разная, интересная, ваша!
Графический дизайнер
Выпускница Курского государственного университета по специальности Графический дизайн. Участвовала в конкурсах социального плаката.
Работала с такими компаниями, как Русская рыбалка, Карл и Фридрих, Формула кино, Italica, Adelante, Edisoft.
Любимый художник Михаил Врубель, его картина «Демон». Эту картину Настя считает потрясающей по своей энергетике. Любимый дизайнер Дэвид Карсон. Любит его творчество за бунтарство, за отказ от всех канонов, за то, что он дает возможность поменять что-то в мыслях.
Преподает: Графический дизайн, Современная каллиграфия.
Художник-иллюстратор
Выпускница Кубанского Государственного Университета, художественно-графический факультет.
Принимала участие во Всероссийских выставках. Так же я занимается созданием иллюстраций для книг и открыток.
Близкое по духу направление: Прерафаэлиты. Они близки, потому что, если Рафаэль изображал красоту человеческого тела, то они восхищались гармонией человека с окружающим миром и самим собой.
Преподает курсы: Основы акварели, Портрет, Fashion-иллистрации
Ботанический иллюстратор
Выпускница института Высшей Школы Народных Искусств в 2014г. Ее специальность связана с дворцовой росписью и декоративной ботанической живописью.
Принимала участие в выставках в Союзе Художников России, а в апреле 2016 ее работы были представлены на первой выставке ботанической живописи в Санкт-Петербурге. Работы Светы используются для создания принтов и украшают упаковки косметики и парфюмерии.
Любимый художник постоянно меняется. Если касается акварели - то несомненно Эндрю Уайт.
Любимое направление - интеллектуальная абстракция. Как у Lesley Vance.
Преподает курсы: Ботаническая живопись
Каллиграф
Преподаватель-филолог по образованию, окнчила МГУ.
Всю жизнь увлекалась различными искусствами: работал мазаичистом, иллюстрировалажурналы и книги, просто рисовала для души, пока в 2013 году не бросила все и не ушла с головой в каллиграфию.
Участник международных и отечественных выставок каллиграфии в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, и Таллине. В настоящее время преподает и выполняет частные заказы на каллиграфию.
Мечтает соеденить каллиграфию с акварелью и активно изучает историю русской скорописи.
Любимый инструмент: остроконечное перо.
Преподает: Основы каллиграфии.
Иллюстратор-микростокер
Пришла на стоки семь лет назад и за три года активной работы стала топовым векторным иллюстратором на крупнейшем и самом желанном для авторов стоке Shutterstock.
Сейчас Анна продает свои иллюстрации на более чем 12 мировых стоков, ее изображения покупают и используют люди по всему миру.
Еще 7 лет назад была офисным дизайнером, была занята полный день в офисе, как все «нормальные люди» вставала каждый день на работу. Довольствовалась 2 выходными днями в неделю и со страхом думала о времени, когда придется уходить в декрет, а затем возвращаться на работу снова.
Теперь Анна работает только дома. Доходы от продажи изображений куда выше доходов, которые были на офисной работе.
Художник-акварелист
Художник-акварелист
Отдаёт предпочтение темам городского и морского пейзажа, изображению людей, способного вызвать эмоции и чувства.
Проводит обучающие мастер-классы по акварели по разным городам России.
Пишет на заказ, работает как над Российскими, так и над международными проектами.
Художник-иллюстратор
"Рисую с самого раннего детства. Акварель появилась в моей творческой жизни всего пару лет назад, но сразу же уверенно заняла в ней первое место.
И сейчас уже охотно делюсь накопленными знаниями и навыками со своими учениками и выполняю на заказ работы в акварельной технике.
Чаще всего пишу пейзажи, а любимая тема в творчестве – свет и солнце в различных его проявлениях.
Верю, что постоянная практика в рисовании помогает взглянуть на мир другими глазами, находить прекрасное в обыденных вещах. "
Художник-педагог
Выпускница Российского Государственного университета им. А.И.Герцена, направление графика.
Участница более 20 художественных выставок и конкурсов, а также городских и международных проектов.
Любимые художники: И.Босх, Г.Курбе, М.Дюшан, Л.Фрейд , Г.Гросс, Э.Нольде
Любимое направление: Немецкий экспрессионизм
Картина, которая вдохновляет: Эль Греко, «Апостолы Пётр и Павел»
Считает, что в творчестве главное делать в каждой работе больше, чем вы можете. Не в техническом плане, а в содержательном. Важно придумывать и воплощать в жизнь новые идеи и сюжеты.
Преподает: Базовый курс рисунка, Живопись маслом, Детские занятия, Экспериментальная графика.
Дизайнер интерьеров
Выпускница Нижегородского педагогического университета по специальности Дизайн интерьера. В 2014 году стала лауреатом премии Нижегородский Феникс в номинации благотворитель года за дизайн проект интерьера детского центра развития детей с синдромом Дауна «Сияние».
В творчестве, как и в жизни, Машу вдохновляют люди, способные на чудеса. Считает, что главное - это стремиться к гармонии и стараться удержать равновесие.
В детстве Маша была фанатом передачи «Квартирный вопрос», мечтала, что будет ездить по блошиным рынкам и искать раритетные вещи.
Любимая работа – «Бульвар Монмартр в зимнее утро» Камиля Писсаро.
Преподает: Дизайн интерьеров
Иллюстратор. Закончила художественно-графический факультет БГПУ им. Акмуллы (Уфа)
Нарисовала 12 коллекций бумаги для скрапбукинга для таких брендов, как Polkadot, Артелье, TEA-MOOD и др. Мои работы были опубликованы в каталоге "A World of Artist Journal Pages: 1000+ Artworks | 230 Artists | 30 Countries" и в журнале "Art Journaling" от "Somerset Studio". Также я много лет сотрудничала с журналом "Скрап-инфо", писала для них мк и была в жюри "Скрапбукер года". Сотрудничаю с магазинами принтов для одежды, создаю иллюстрации для блогов, рисую логотипы на заказ и просто так для себя). Леттеринг люблю всей душой за то, что можно не следовать никаким правилам(кроме композиции и цветоведения), как например, в каллиграфии, и рисовать буквы!
Художник-иллюстратор
Выпускница Уральской Архитектурно-Художественной Академии ( УралГАХА) в Екатеринбурге, специальность дизайн одежды.
Юлю вдохновляет мир моды, акварели, food - фотографии и татуировок. В каждом направлении есть свои мастера, которые восхищают и вдохновляют, но выбрать кого-то одного сложно, ей нравится сравнивать и совмещать направления.
Преподавание для Юли - способ вдохновить других людей, научить их и учиться самой. Работы Юли активно используются для свадебной полиграфии, открыток, принтов и эскизов татуировок.
Педагог
Закончила СпбГХПА им. Штиглица, кафедра графического дизайна. Ведущий акварелист Creative market, специализируется на акварельной иллюстрации. Creative Market
Уже на последнем курсе плотно связала свою жизнь с акварелью. Самостоятельно изучала свойства этого непростого материала. Интересовалась строением цветов и ботанической иллюстрацией. Благодаря большому опыту, знает, как грамотно построить цветок и добиться похожести еще на начальном этапе, как достичь легкости и чистоты работая с акварелью.